русский english




Экологические лагеря

Детские эколагеря

Меняются времена, меняемся мы, меняются наши дети, меняются и формы воспитания. Казалось бы, что может сделать за короткий двухнедельный экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры? Оказывается очень многое. Одно из новых направлений в организации детского отдыха развивает в настоящий момент Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Департамент поддержал идею организации детских экологических лагерей на базе российских особо охраняемых природных территорий – заповедников и национальных парков. Идея сотрудничества с заповедниками и национальными парками возникла не случайно, а на основе многолетней практики развития и внедрения концепции экологического туризма на российских ООПТ. В итоге, при поддержке Департамента в 2004-2006 годах Фондом «Дерсу Узала» было организовано 19 экологических лагерей, в которых приняло участие около 1000 московских школьников. Дети побывали в национальных парках «Смоленское Поозерье», «Русский Север», Кенозерский, Мещера, Угра, в Кавказском и Воронежском заповедниках, в заповеднике «Галичья гора» в природном парке «Ладожские шхеры».

Что такое экологический лагерь? «Эко»-лагерь — это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе — это нечто гораздо большее. Уже само пребывание на территории заповедников и национальных парков учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Городские дети сразу попадают в иную реальность — в мир, где природа — полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. За две недели мы должны создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Ведь среди них — будущие инженеры, нефтяники, менеджеры, руководители предприятий, и именно им рано или поздно придется принимать решения о том, как рачительно использовать природные ресурсы. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…

В основе, предлагаемой концепции организации эколагеря лежат четыре базовые составляющие:

  1. Обязательная программа изучения базовых биологических дисциплин. Именно успехи в освоении практической экологии оцениваются и позволяют получить сертификат участника лагеря или диплом «Эксперта».
  2. Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов. При этом детям предоставляется свобода выбора как самих занятий, так и степени постижения предмета.
  3. Создание дружеской, доверительной, психологически комфортной обстановки в лагере.
  4. Создание атмосферы чего-то необыкновенного, особого приключения, праздника, воспоминание о котором сохранится на долгие годы.

Программа лагеря очень насыщенна. Обязательные занятия включают, как правило, занятия по гидробиологии и ихтиологии, ландшафтоведению и ботанике, краеведению и зоологии. В вечернее время можно выбрать мастер-класс, в разных лагерях программа мастер классов может различаться, в зависимости от возможностей и умений вожатых, преподавателей и учителей.

В середине программы организуются походы, продолжительность которых зависит от возможностей и условий территории. Наиболее продолжительный поход — 4х-дневный, был проведен в Кенозерском национальном парке.

Программа предусматривает волонтёрскую работу на ООПТ. Посильный реальный трудовой вклад детей в решение насущных задач охраняемой природной территории — очень важный воспитательный аспект экологического лагеря. Например, в «Смоленском Поозерье» дети вырубали сорные ростки ольхи и тополя около лагеря; строили домики для птиц; красили балконы корпуса и веранду, разработали проект обустройства клумб на территории базы.

После обязательного курса обучения дети сдают отрядный зачёт по всем экологическим дисциплинам. Зачет проходит в игровой форме иногда как эстафета, иногда как ролевая игра, иногда как заседание «Клуба знатоков». Отдельным баллом оценивается коллективизм и сплочённость отряда.

Наиболее увлечённые, получают навыки исследовательской работы, вместе с преподавателями они определяют научную проблему, собирают материал, анализируют и обрабатывают его, готовят доклады. Итоговая конференция — событие, позволяющее продемонстрировать результаты научных и творческих поисков детей за смену. Дети готовят научные презентации результатов своих исследовательских работ по экологическим дисциплинам, проходит выставка творческих работ ( памятные вымпелы на холсте, рисунки и выжигание на фанере, различные виды резьбы по дереву, плетение из ниток — макраме и другие).

В конце смены все участники лагеря получают сертификат, подтверждающий прохождение полевого общеобразовательного экологического курса. Детям, доложившим результаты экологических исследований на итоговой конференции, присваивается звание «эксперта».

Две недели физического и интеллектуального тренинга, природа и комфортная психологическая атмосфера, создаваемая всеми взрослыми — организаторами лагеря, преподавателями и вожатыми — заметно меняют душевное состояние детей. В анкетах они пишут: «Не хочу уезжать!»; «Уезжаю с морем впечатлений и новых знакомств, горьким чувством расставания со ставшими уже близкими людьми»; «Спасибо всем организаторам»; «Очень хочу попасть сюда снова»; «Это лучший лагерь по сравнению с семью предыдущими, где я был»; «Спасибо всем за такой подарок — эту поездку», «В будущем году хотелось бы снова побывать в этом лагере, но уже в качестве вожатой».

Большие изменения в поведении детей отмечают и родители: «Ребёнок стал спокойнее, самостоятельнее, взрослее». Конечно, эти изменения происходят у всех по-своему, но общий положительный сдвиг в сознании ребят очевиден.

Но самое главное — дети поняли, что такое нетронутая природа и как важно в городе, в Москве, сохранить городские заказники и парки, наши ООПТ — эти немногочисленные островки дикой природы, еще не захваченной мегаполисом. Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей, после возвращения дети не хотят расставаться, хотят продолжить общение и совместную деятельность, готовы активно участвовать в природоохранных мероприятиях на территориях ООПТ Москвы, продолжать изучение экологии, заниматься в понравившемся мастер-классе. И если сейчас, во время учебного года, поддержать «дух лагерного братства», придать импульсу, полученному в экологических лагерей, определённую системность и непрерывность, то в конечном итоге, мы сможем реально подойти к формированию широкого общественного природоохранного молодежного движения в Москве.

В лагерь приезжают дети от 12 до 16 лет, в каждом отряде от 10 до 15 детей примерно одного возраста. Постоянно с детьми находятся вожатые, как правило, студенты биологических вузов, именно они являются ключевыми фигурами лагеря — мамами и папами. Преподаватели только учат, они Наставники, Учителя, а организаторы несут на себе тяжкое бремя общего руководства, выполнения программы, соблюдения режима, они главные судьи в решение всех спорных вопросов.

 

Сайт создан при финансовой поддержке Лиги здоровья нации.